Приготовление к сбыту наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ)
Приготовление к сбыту наркотических средств, в последнее время, крайне редко встречается в правоприменительной практике.
Давайте попробуем разобраться почему.
Уголовный кодекс РФ предусматривает 2 стадии неоконченного преступления: приготовление и покушение.
Для нас важно отличать эти стадии, поскольку наказание за приготовление к преступлению составляет не более ½ от максимального срока наказания, а за покушение не более ¾ максимального срока, т.е. разница в 25%, а это уже существенно, особенно при тех сроках наказания, которые дают за сбыт наркотических средств.
Относительно сбыта наркотических средств, судебной практикой выработана достаточно четкая позиция относительного того, что является покушением, однако никаких указаний на то, какие действия образуют приготовление не имеется.
Чем приготовление к сбыту отличается от покушения
В Постановлении Пленума Верховного суда РФ 15.06.2006 N 14 разъясняется, что если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств, незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, веществ, растений.
Кстати, ровно те же самые действия до 2015 года Пленум называл приготовлением, теперь это квалифицируется как покушение, но давайте подумаем насчет того, что может быть квалифицировано как приготовление сейчас.
Приготовление к преступлению – стадия неоконченного преступления, которая предшествует покушению.
И если, покушение начинается с момента приобретения наркотического средства с целью сбыта, то как приготовление следует квалифицировать любые действия, которые предшествуют приобретению – поиск соучастников, согласование времени места приобретение наркотического средства, прибытие в место хранения наркотического средства и вообще все, что происходит до того момента, как сбытчик фактически берет наркотическое средство в своим руки и получает возможность им распорядится.
Приготовлению к сбыту наркотических средств в судебной практике
Примеров приготовления к сбыту за последние 2-3 года было не так много и сначала я хотел подробно рассмотреть каждый приговор, но в процессе их анализа понял, что для удобства их можно разделить на несколько групп с очень похожими обстоятельствами.
Первая группа приговоров — это приговоры, где суд квалифицирует действия подсудимого явно вопреки ранее озвученным разъяснениям Пленума Верховного суда РФ.
В 2021 году в Центральном районном суде г. Челябинска рассматривалось два примерно аналогичных дела (1-161/2021, 1-50/2021), где подсудимые обвинялись в покушении на сбыт в крупном размере в крупном размере, однако суд переквалифицировал их действия на приготовление.
При этом, судом установлено, что подсудимые незаконно приобрели и хранили наркотическое средство с целью сбыта, но суд посчитал, что ими не было совершено никаких действий, непосредственно направленных на выполнение объективной стороны преступления.
В итоге, закончилось все тем, что один приговор был обжалован в апелляцию и квалификация была вновь изменена на покушение, а другой вступил в законную силу лишь потому, что не был обжалован стороной обвинения.
Похожая ситуация была и в Ленинском районном суде г. Челябинска (1-437/2020) и тоже приговор не был обжалован стороной обвинения, однако сомнений в том, что квалификация содеянного дана судом не верно, у меня не имеется.
Другая группа приговоров – приговоры, где квалификация обусловлена не фактическими обстоятельствами дела, а содержанием обвинения.
Ряд дел, рассмотренных Центральным районным судом г. Челябинска (1-151/2020, 1-72/2020, 1-287/2019), Ленинским районным судом г. Челябинска (1-511/2018), Курчатовским районным судом г. Челябинска (1-416/2020) содержали выводы о том, что подсудимые приобретали и хранили наркотические средства с целью сбыта, однако поскольку обвинение было предъявлено за приготовление, то суды были ограничены пределами обвинения.
Отдельно можно обратить внимание на дело, рассмотренное Центральным районным судом г. Челябинска (1-73/2019), где помимо нескольких приготовлений, вменялось покушение, но из-за описания самого преступного деяния в обвинительном заключении, суд был вынужден переквалифицировать действия подсудимого на приготовление.
Согласно приговору, при описании преступного деяния, следователем указано, что, совершая действия по незаконному приобретению, перемещению и хранению наркотических средства по месту своего жительства, подсудимым умышленно созданы условия для совершения преступления.
А создание условий для совершения преступления – это буквально приготовление в том виде, в каком оно описано в законе и тут подсудимому тут следует благодарить следователя за ошибку при описании преступленного деяния.
Если бы следователь в обвинительном заключении вместо «созданы условия» написал «совершил действия, непосредственно направленные на сбыт» уже было бы покушение.
Отдельно следует отметить группу приговоров, где подсудимые обвинялись в покушении, защита просила переквалифицировать на приготовление к сбыту, но суды эти доводы отклонили.
Из опубликованных, я обнаружил только по одному приговору в Советском (1-320/2018) и Калининском (1-469/2021) районных судах г. Челябинска.
На мой взгляд, в этих приговорах, суды обоснованы отклоняли доводы защиты, поскольку в ходе рассмотрения дела были установлены факты приобретения и хранения наркотического средства с целью сбыта, что входит в объективную сторону преступления, а следовательно, является покушением.
В общем, в Челябинске я не нашел приготовлений к сбыту в чистом виде и пришлось поискать в области. И я нашел.
В качестве примера приготовления к сбыту в чистом виде достаточно показательны приговоры Правобережного районного суда г. Магнитогорска (1-127/2021, 1-161/2020, 1-378/2020, 1-36/2020). Все эти приговоры прошли через апелляцию и оставлены в силе.
Позиция Правобережного районного суда г. Магнитогорска кажется мне логичной и достаточно последовательной.
Суть как раз в том, о чем я говорил в самом начале. Покушение – начинается с приобретения, а все что происходит до приобретения следует рассматривать как приготовление.
В каждом из дел, сбытчик был задержан до момента приобретения наркотического средства и им было вменено именно приготовление.
Думаю, что это связано с работой оперативных сотрудников в г. Магнитогорске, которые не ждут пока неудачливый сбытчик приобретет наркотик, чтобы взять его с поличным, а предотвращают преступление на самой начальной стадии.
На мой взгляд, такой подход наиболее соответствует целям деятельности правоохранительных органов, поскольку их задача предотвратить преступление, а не сидеть в засаде и наблюдать, пока человек увеличивает свой срок.
В общем, приготовление к сбыту никуда не делось, просто такая квалификация стала встречать чуть реже.
В качестве самого логичного критерия для разграничения приготовления и покушения к сбыту я вижу момент приобретения наркотического средства. Все что было до приобретения – приготовление, а после уже покушение.
При этом, даже не имеет значение, была ли у лица реальная возможность распорядится приобретенным наркотическим средством, а также длительность хранения, важен сам факт фактического получения любым способом.