Главная > Блог > Срок исковой давности

Практически все знают о том, что существует такое понятие как срок исковой давности. Многие даже слышали, что он составляет 3 года, однако это только верхушка айсберга и на практике все намного сложнее.

Не забывайте подписаться на мой YouTube — канал!

Срок исковой давности представляет собой период времени, в течении которого, вы вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.

По общему правилу, этот срок составляет 3 года с момента нарушения вашего права и до обращения в суд.

Из этого положения, мы можем сделать достаточно много выводов.

Во-первых, 3 года – это лишь общее правило и действующее законодательство предусматриваем немало специальных сроков, например:

• 2 года – по требованиям из договоров имущественного страхования;
  • 1 год – по искам, связанным с ненадлежащим качеством работы, вытекающим из договоров подряда;
  • 1 год – для признания недействительными оспоримых сделок;
  • 1 год – по требованиям из договоров перевозки груза;
  • 1 год – для оспаривания торгов;
  • 6 месяцев – для понуждения к заключению основного договора на основании ранее заключенного предварительного договора;

Это только то, что прописано непосредственно в гражданском кодексе, специальные сроки исковой давности могут содержаться также и в других законодательных актах.

При этом, есть требования, которые в принципе не ограничены сроком давности, например требования собственника имущества об устранении нарушений его права, не связанные с лишением владения и требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Начало течения срока исковой давности

Поскольку срок исковой давности исчисляется с момента, когда вы узнали о нарушения вашего права, то вам надлежит верно установить момент начала течения срока исковой давности.

По обязательствам с определенным сроком исполнения все более-менее понятно, есть срок оплаты или поставки товара, оказания услуг, выполнения работ, на следующий день после его пропуска начинает течение срок исковой давности.

Если конкретный срок исполнения обязательства законом или договором не определен, то срок исковой давности начинает течение с момента предъявления требования об исполнении обязательства, а если в этом требовании устанавливает срок для исполнения, то с момент истечения этого срока, но в любом случае не более 10 лет с момента возникновения обязательства.

Приостановление срока

Закон предусматривает основания, когда течение срока исковой давности приостанавливается и продолжает свое течение после прекращения соответствующих обстоятельств, но это встречается настолько редко, что даже и говорить об этом нет особого смысла.

К таким обстоятельствам относится непреодолимая сила, приостановление действия закона, регулирующего соответствующие отношения, отсрочка исполнения обязательств, установленная правительством РФ (кстати недавно правительство такую отсрочку устанавливало для отдельных видов деятельности, на период пандемии короновируса) или нахождения истца либо ответчика в составе вооруженных сил РФ, переведенных в военное положение.

Перерыв срок исковой давности

Намного интереснее такое понятие как перерыв срока исковой давности, когда в силу совершения обязанным лицом действий по признанию долга, течение срока исковой давности начинается заново.

Действиями, свидетельствующими о признании долга может быть признание претензии, подписания должников акта сверки, а также любые иные действия, которые позволяются сделать вывод о том, что должник признает сумму задолженности, например просьба об отсрочке платежа.

Кроме того, пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен судом, если тот признает, что срок пропущен по уважительным причинам.

Следующий важный момент – срок исковой давности исчисляется до момента обращения в суд и его истечении уже в ходе рассмотрения дела в суде не является пропуском срока исковой давности.

Датой обращения в суд является либо дата подачи искового заявления через канцелярии суда, либо дата сдачи искового заявления в отделение почтовой связи для отправки в суд.

Изложенное означает еще и то, что вступившее в законную силу судебное решение не имеет срока давности.

Там есть срок предъявления исполнительного документа, но это уже совершенно другая история.

Применение срока исковой давности

Нужно понимать, что пропуск срока исковой давности не препятствует обращению в суд, поскольку что срок исковой давности применяется только по заявлению стороны спора до вынесения решения суда. Суд не вправе применить срок исковой давности по собственности инициативе, однако если такое заявление будет сделано, то суд откажет в удовлетворении вашего иска.

Причем, заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано в том числе и устно, однако если ответчик не сделает такого заявления, то срок исковой давности применен не будет и ваши требования могут быть удовлетворены судом при наличии соответствующих оснований.

Изложенное свидетельствует о том, что срок исковой давности значительно более сложный инструмент, чем о нем принято думать.

Правильно определение длительного срока исковой давности, момента начала его течения и наличия основания для перерыва или восстановления зачастую становится серьезной работой для юриста и может перевернуть ход даже самого безнадежного дела.