Главная > Блог > Отсрочка наказания в кассации (ст. 82 УК РФ)

Отсрочка наказания в кассации и применение ст. 82 УК РФ явление крайне редкое, поскольку для того, что применить ст. 82 УК РФ в суде кассационной инстанции, требуется устранить все те препятствия для применения этой статьи, которые установили нижестоящие суды.

В рассматриваемом деле, женщина, ранее неоднократно судимая по ст. 159 УК РФ, совершила новое преступление, предусмотренное той же самой статьей.

В ходе рассмотрения дела, сторона защиты ходатайствовала о применении ст. 82 УК РФ, указывала на наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, однако суд первой инстанции с этими доводами не согласился, отменил условное осуждение по предыдущим приговорам и назначил наказание в виде реального лишения свободы.

В тоже время, отменяя условное осуждение по предыдущим приговорам, суд первой инстанции сослался исключительно на факт совершения подсудимой нового преступления в период испытательного срока, что не является достаточным основанием для принятия такого решения.

Отказ в применении ст. 82 УК РФ суд мотивировал, в свою очередь, необходимостью отмены условного осуждения.

Оставалось только разорвать эту логическую цепочку.

Отсрочка наказания в кассации и сохранение условного осуждения

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно п. 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», при решении вопроса о возможности отмены или сохранения условного осуждения в отношении лица, совершившего в период испытательного срока новое преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой тяжести или средней тяжести, необходимо учитывать характер и степень общественной опасности первого и второго преступлений, а также данные о личности осужденного и его поведении во время испытательного срока. При необходимости для выяснения таких данных в судебное заседание может быть вызван представитель органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного. Установив, что условно осужденный в период испытательного срока вел себя отрицательно, не выполнял возложенных на него обязанностей, нарушал общественный порядок и т.п., суд, в силу ч. 4 ст. 74 УК РФ, может отменить условное осуждение с мотивировкой принятого решения и назначить наказание по совокупности приговоров.

Вопреки приведенным требованиям закона, каких-либо данных о том, что в период испытательного срока осужденная зарекомендовала себя с отрицательной стороны, не выполняла возложенных на нее обязанностей, нарушала общественный порядок, обжалуемое судебное решение не содержит. Поведение осужденной в период испытательного срока судом апелляционной инстанции не исследовалось, представитель органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденной в судебное заседание не вызывался.

В обоснование необходимости отмены условного осуждения суд, согласно апелляционному определению, учел лишь то, что она ранее осуждалась и вновь совершила умышленное преступление, на путь исправления не встала и должных выводов для себя не сделала.

Принимая во внимание, что единственным основанием в отказе в применении к осужденной положений ст. 82 УК РФ явился тот факт, что судом апелляционной инстанции отменено условное осуждение по предыдущему приговору, суд кассационной инстанции, не усматривая прочих оснований для исключения отсрочки, изменяя апелляционное определение, считает возможным реализовать норму ст. 82 УК РФ, предоставив отсрочку отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста.

Таким образом, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции сохранил осужденному условные сроки по предыдущим приговорам суда и предоставил отсрочку исполнения наказания по новому приговору.