Главная > Блог > Прекращение по срокам давности после отмены в кассации

Прекращение по срокам давности не является реабилитирующим основанием для прекращения уголовного дела, однако, в тех случаях, когда выбирать не приходится — это тоже не самый плохой вариант.

Доверитель обратилась ко мне уже после отказа в удовлетворении ее апелляционной жалобы и попросила помочь ей с подготовкой кассационной жалобы.

Ознакомившись с материалами уголовного дела, я обратил внимание доверителя, что отмена приговора или апелляционного определения по любому основанию дает ей возможность избежать уголовной ответственности в связи с пропуском срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Сроки давности привлечения к уголовной ответственности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу (ч. 2 ст. 78 УК РФ), а приговор вступает в силу либо по истечении срока его обжалования либо с момента вынесения решения суда апелляционной инстанции и если такое решение будет отменено судом кассационной инстанции, то приговор не может считать вступившим в законную силу.

Примечательно, что уголовное дело относилось к категории небольшой тяжести, предварительное расследование проводилось в форме дознания и было проведено не так много следственных и процессуальных действий, ошибки в которых, могли бы стать основанием для возвращения дела прокурору или в суд на новое рассмотрение.

Внимательно изучив все материал уголовного дела, протоколы судебных заседаний, я обнаружил, что отклоняя ее апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции сослался на доказательство, которое не было исследовано в судебном заседании.

Прекращение уголовного дела по срокам давности

Рассмотрев нашу кассационную жалобу, кассационный суд общей юрисдикции отклонил большинство наших доводов, однако согласился, что ссылка суда апелляционной инстанции на доказательство, не исследованное в судебном заседании, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и устранить такое нарушение возможно только при новом рассмотрении дела со стадии апелляционной инстанции.

К моменту поступления уголовного дела в суд апелляционной инстанции и назначения судебного заседания, срока давности привлечения к уголовной ответственности уже прошли и осужденная была освобождена от наказания со снятием судимости.

Подобный исход в полной мере устроил моего доверителя, поскольку основным ее желанием было не доказать свою невиновность, а избежать судимости.