Главная > Блог > Применение статьи 82 УК РФ в апелляции

Применение статьи 82 УК РФ и предоставление отсрочки наказания в суде апелляционной или кассационной инстанции — ситуация, которая встречается достаточно редко.

Обычно, если суд первой инстанции не усмотрел оснований для предоставления отсрочки, то вышестоящие коллеги, стараются не вмешиваться в его выводы.

В рассматриваемом случае, все было немного иначе, поскольку признавая женщину виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, суд первой инстанции, несмотря на наличие у подсудимой 3 (троих) малолетних детей, в принципе не рассмотрел вопрос о применении ст. 82 УК РФ.

При этом, вопреки положительным характеристикам, наличию смягчающих обстоятельств и отсутствую отягчающих, суд назначил наказание в виде реального лишения свободы, просто «не усмотрев возможности исправления подсудимой без реального отбывания наказания».

Применение статьи 82 УК РФ и предоставление отсрочки исполнения наказания

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд согласился с необходимостью применения положения статьи 82 УК РФ по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 60 УК РФ, при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В нарушение названных требований закона, назначая наказание в виде реального лишения свободы, суд первой инстанции не учел, какое влияние окажет такое наказание на воспитание и нормальное развитие малолетних детей осужденной.

Принимая во внимание наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, положительную характеристику личности осужденной, которая к уголовной и административной ответственности не привлекалась, не состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, не привлекалась к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, суд апелляционной инстанции посчитал возможным применить положения ч. 1 ст. 82 УК РФ об отсрочке реального отбывания наказания в виде лишения свободы до достижения детьми четырнадцатилетнего возраста.

Обстоятельств, свидетельствующим о невозможности исправления осужденной в условиях занятости воспитанием детей, судом первой инстанции не установлено. Не усматривает таких обстоятельств и суд апелляционной инстанции.

С учетом изложенного, осужденной была предоставлена отсрочка реального отбывания наказания, которая до настоящего времени ей соблюдается.